Sara Kadefors. Kast med liten kniv

Аннотация с обложки:

Сейчас: Юнас – увлечённый супруг, отец и спортивный тренер. Он старается, чтобы всё было так хорошо, насколько это возможно. Но однажды ночью он слышит один разговор, и с этого момента всё меняется.

Тогда: Восьмидесятые годы. Его друзья – полукриминальная компания, в школе он считается отстающим. Единственный, с кем он может быть самим собой – Ребекка, которой всё равно, что думают другие. Но однажды случается непоправимое, и жизнь рушится. 

Сейчас всё, на чём строилась его жизнь, снова готово рухнуть. Возможно, ему надо порвать с прошлым, чтобы однажды начать жить полной жизнью?

 

Начиная читать о подростке Юнасе, читателю приходится испытывать довольно неприятные чувства от того, что предлагает на первых страницах автор: грубый жаргон, эпизод на свалке с крысами, неудачная попытка мальчишек пострелять из настоящего ружья, кровь, одиночество главного героя, которое ощущается с первой главы.

Но если после этой первой главы хочется закрыть книгу, то потом (если вы всё же продолжили чтение) от книги уже не оторваться. Обнажённое внутреннее «Я» подростка, его мироощущение, его отношения с окружающими людьми, его слабые и сильные черты, страхи и стремление остаться собой в любой ситуации – и вот Юнас, отнюдь не положительный герой, становится нам близким другом, за которого переживаешь до последней строчки.

В обществе, которое окружает Юнаса-подростка, действуют свои законы получения статуса. Мопед, алкоголь, хард-рок, snus, в конечном итоге наркотики. Он достаточно самобытен, чтобы не поддаваться стадному чувству и самому выбирать, чем и как заниматься, но его самооценка слишком занижена, чтобы чувствовать себя комфортно в своём выборе.  Он изгой в собственных глазах.

«Tänk om jag skulle fråga henne om hon ville cykla med till sjön och fiska någon dag. Hon skulle inte förstå vad jag menade. Eller det skulle hon väl. Det är bara det att hon  inte skulle vilja förstå eftersom jag är en nobody i hennes ögon

И ведь на самом деле Юнас – это гипертрофированный образ любого подростка, переживающего своё одиночество и исключительность, наталкивающегося на непонимание со стороны родителей, но не желающего ничего объяснять и обсуждать с ними. Любой подросток сталкивается с людьми, готовыми возвысить себя за счёт других, за счёт него. Любой подросток в какой-то момент переживает кризис, который может выразиться в чём угодно – в отношениях с людьми, проблемах в школе, чувстве безысходности. Проблема Юнаса в том, что он не хочет справляться с этим кризисом, он хочет от него уйти, спрятаться, ему кажется, что так он сохраняет за собой право быть собой, не прогибаться под законы общества, не делать то, чего от него ожидают. Он всё больше уходит в себя, не чувствуя в себе сил и желания противостоять тем проблемам, с которыми ему пришлось столкнуться.

У Юнаса при этом отнюдь не безнадёжная ситуация: нельзя сказать, что у него неблагополучная семья или он ничего из себя не представляет. У него есть друзья, есть главный друг, на которого он может положиться, но эта компания – halvkriminell, она приносит ему и проблемы, и ощущение безысходности.  Он совсем не глуп, много знает об истории, но не справляется в школе, потому что у него дислексия. У него хорошие родители – не злобные и не деспотичные – но они слишком мало знают о своих детях, оставляют их наедине с переживаниями, в их жизнь они предпочитают не заглядывать слишком глубоко. Девочка, с которой он может чувствовать себя самим собой и которая это и ценит в нём, погибает. То есть в общем, как в жизни любого человека, у Юнаса есть плохое и хорошее, тёмное и светлое, но он не хочет дать этому светлому и позитивному шанс. Он в свойственной для подростка манере как бы говорит: «Ах так – ну и ладно. И пусть будет всё плохо». И он искренне верит, что он это заслужил, что он – никто, что ни на что не способен и ничего не достоин.

В разговоре с Крилланом двадцать лет спустя для него оказывается откровением то, что он мог казаться кому-то интересным, что на него вообще обращали внимание, что он на самом деле чего-то стоил:

- … Du var änna intressant.

- Var jag?

- Ja, det tyckte man.

Jag låter det sjunka in. Intressant. Han måste skämta.

Юнасу не хватает чуть-чуть поддержки, ещё немного позитива со стороны, чтобы его «я» раскрылось, чтобы победили не деспотичный Гуннар и mobbare, а те, кто может добавить ему веры в себя – Криллан, Ребекка, мама. Но этого не происходит.

mindervärdeskomplex - комплекс неполноценности

underlägsen – слабый, приниженный, признающий превосходство другого

inte bry sig оm ngt – быть равнодушным к чему-то, не задумываться (hon bryr sig inte – ей всё равно)

 Мы параллельно следим за жизнью Юнаса-подростка и Юнаса-взрослого. И в современной жизни вчерашнего подростка так чётко видны все те проблемы, которые он не решил в своё время.

Эти первые нелицеприятные эпизоды, вызывающие негативные эмоции у читателя, – как то первое впечатление, которое вызывают подростки у общества. И с этим впечатлением перекликается сцена встречи взрослого Юнаса с компанией молодых людей, которых выставляет из автобуса водитель. Юнас видит в них себя, но молчит, как и тогда, молчит, лишь внутренне сопротивляясь и мучаясь, а в действительности не находя в себе сил высказать своё мнение – ведь он по-прежнему считает, что его мнение никого не волнует и ничего не изменит, ведь он – «nobody».

 «Det är som om de bara väntade på att se mig misslyckas och redan har bestämt sig för att jag inte har något att komma med«

Лишённый достаточной поддержки в детстве, Юнас старается именно это дать своим детям – он очень хочет показать им, что верит в них, что они достойны, что ему важны их успехи. Но этого оказывается мало, контакта с детьми не получается. Им, кроме внешней поддержки, нужна помощь в решении их внутренних проблем – они хотят конкретных способов, методов, как им действовать, как справиться с эмоциями – например, когда умирает одноклассник. А с этим Юнас помочь не в состоянии – он сам не умеет решать такие проблемы. И дочери своей сестры он не может помочь, даже понимая, что она в чем-то похожа на него. Превращать переживания  в слова кажется ему глупостью и ложью. Он не умеет и не хочет говорить о своих чувствах, больше всего ему хочется, чтобы всё просто само собой стало на свои места. Для этого нужно не думать о страшном, не подпускать его к себе.

Но страшное оказывается совсем рядом – его семейный мир рушится, жена не желает больше жить с ним. И он снова оказывается ребёнком, и действует, как ребёнок – импульсивно, отчаянно, обиженно. Он снова один – один в съёмной квартире, как когда-то один в своей комнате, где он давал выход своим переживаниям и одновременно медитировал, бросая ножики прямо в стену. Но когда-то, при переезде с отцом, он выкинул свою коллекцию ножей. Сейчас он будет пробовать другой способ решения проблем. Нет, семью он, наверно, уже не вернёт, но у него есть шанс разобраться со своим прошлым и сказать то, что когда-то не было сказано. И два последних разговора в книге дают читателю надежду, что пассивный, иногда несносный в своей пассивности Юнас, всё же сумеет найти баланс между своим Я и Я других людей.

en moppe = en moped

en ligist – член молодёжной банды-тусовки, ligistkompisar – банда, группировка

la = väl, гётеборгский сленг

obsklass – коррекционный класс, класс для детей с задержкой в развитии или какими-то отклонениями

P.S. И как ни удивительно, это книга о любви. О безграничной, светлой, прекрасной любви.

А вы читали? Поделитесь мнением!

О других книгах шведских авторов

Поделитесь статьей с друзьями
Вы можете найти нас здесь

Ваш отзыв

Ваш отзыв