«Мы всё забыли за лето», или Что делать преподавателю после долгого перерыва

Даже самые толковые  студенты забывают за летний перерыв очень многое из пройденного материала, это нормально, и преподавателям не нужно негодовать и винить себя или слушателей. Нужно просто заложить в план несколько повторительных, обобщающих часов и придумать интересные способы этого повторения.

Я считаю, что не нужно:

- ещё раз прогонять уже изученный материал (перечитывать текст, слушать уже известный диалог и проч.);

- ожидать полного возобновления в памяти всех изученных моментов, даже если вы уже несколько занятий потратили на повторение – целенаправленно повторять нужно лишь основное, а остальное вспомнится постепенно, не мешая дальнейшему обучению.

 

Нужно:

  • Во-первых, любое повторение лучше начинать с заданий, требующих понимания на слух. В пассивной памяти остается очень много, студенты многие слова легко переведут с иностранного, хотя сами не смогут сходу сказать их же.
  • Кроме аудиоматериала обеспечить другие виды опор для студентов (ключевые слова, иллюстрации, схемы, ментальные карты и проч.).
  • Обеспечить такую атмосферу, чтобы студенты не чувствовали себя бестолковыми – ведь это не так. Ещё раз – после долгого перерыва это нормальное явление.

Несколько игр, подходящих для повторения:

  1. Игра по типу «Верю – Не верю». Студенты делятся на пары или отвечают каждый за себя. Преподаватель задает разные вопросы «Tror du att…?» (и страноведческого характера, и требующие знаний по грамматике и лексике), на которые студенты отвечают «Ja, det tror jag» / «Nej, det tror jag inte». Тем самым и тренируется понимание на слух, и повторяются основные моменты пройденного материала.
  2. Ходилка. Нарисуйте маршрут примерно на 20-40 шагов. Игроки по очереди бросают кубик и ходят соответствующее количество шагов. Побеждает тот, кто приходит первым. На маршруте могут быть следующие пункты: 1) пропуск хода 2) несколько шагов вперед 3) несколько шагов назад 4) возврат к началу игры 5) вопросы или задания, выполнив которые, студент проходит вперед еще на три шага. Изготовить такую игру несложно, и преподаватель всегда может подобрать карточки с заданиями по уровню студентов.
  3. Можно устроить простую, но азартную игру по типу «Своей игры»

 

Несколько конкретных приёмов, которые преподаватели могут использовать для повторения пройденного:

  1. Преподаватель придумывает и рассказывает какую-то историю, построенную на знакомой студентам лексике. Затем раздает примерно тот же текст с пропущенными предложениями. Пропуски должны нести смысловую нагрузку. Студенты заполняют пропущенные места – либо вспоминая фразу преподавателя, либо своими словами.
  2. Начальный уровень. Раздать различные карточки-картинки и отдельно – подписи к ним. Студенты должны либо все вместе объединить одно с другим, либо каждый собирает свою группу, говоря, например, остальным: «Jag behöver…» / «Har ni ...?» То есть, допустим, у меня есть картинка груши, но нет такого слова «ett päron». Я обращаюсь к остальным: «Jag har en bild med ett päron på. Har ni  ordet päron?» или наоборот, имея написанное слово: «Jag behöver ett päron. Har du något päron?»
  3. Преподаватель раздает студентам карточки с некими фразами (1 карточка – 1 фраза). Затем начинает говорить предложения, противоположные по смыслу фразам на карточках. Студенты находят соответствующее предложение и откладывают эту карточку. Например, преподаватель говорит: «Jag är så trött nu! Jag har jobbat hela dagen». Студент  находит карточку «Nu har jag semester och har inte gjort något på en vecka» и откладывает ее.  В результате несколько карточек остается, и студенты сами должны сказать фразы, противоположные написанным.
  4. Рассказ с картинками. Перед студентами лежат разнообразные изображения. Один из учащихся начинает рассказ, используя в своей фразе слово, изображенное на одной из картинок. Следующий продолжает, используя другое слово и так далее.
  5. Для повторения частей тела и одежды: раздать отдельные слова на карточках, из которых студенты должны «сконструировать» человека (например, «mössa» должна оказаться поверх «huvud», внизу должны быть «skor», над ними –  »byxor», а по бокам от «jacka» –  »arm» и «hand»)
  6. Для повторения темы еды: раздать подробное меню, преподаватель выполняет роль официанта. Студенты заказывают ужин (меню в данном случае – обязательная опора).
  7. Для повторения порядка слов. Студенты делятся на пары и получают подборки слов, из которых нужно составить предложение. Один студент строит предложение, второй делает из этого предложение придаточное (добавляет любое главное предложение по смыслу), например: «Han har aldrig varit i Sverige». + «Tror du verkligen att han aldrig varit i Sveige?» или  »Jag vet säkert att han aldrig varit i Sverige» или «Trots att han aldrig varit i Sverige, har han många svenska kompisar».
  8. Для продвинутого уровня. Учащиеся получают базовую информацию о человеке (у каждого – свой персонаж). Описание дается сначала устно, потом раздается некий текст или схема. После этого преподаватель описывает некую проблему, ситуацию, а студент должен рассказать, как в этой ситуации поступит его персонаж. Здесь задействованы такие темы как черты характера, чрезвычайные ситуации и проч.
  9. Для повторения сослагательного наклонения. Эта тема всегда интересна, потому что позволяет студентам фантазировать, и дискуссии всегда получаются веселыми и активными. Можно просто тянуть вопросы и отвечать, а можно дать студенту, допустим, 2 минуты для непрерывного монолога, который начинается с фразы типа «Если бы я был деревом…», «Если у меня была волшебная палочка…» и проч.
  10. Для повторения будущего времени (kommer + att + infinitiv). Преподаватель задает группе несколько вопросов о том, как поступит человек в той или иной ситуации. Каждый отвечает письменно о себе. Затем преподаватель спрашивает одного студента о его мнении насчет кого-то другого: «Vad tror du, vad kommer hon/han att göra då?». Студент предполагает, используя ту же конструкцию, затем варианты ответов сравниваются.

 

А какие приемы для повторения используете вы?

Foto: www.fotoakuten.se

Поделитесь статьей с друзьями
Вы можете найти нас здесь

Ваш отзыв

Ваш отзыв