Иностранный язык: куда податься?

Решив изучать иностранный язык, мы становимся перед выбором, какой способ обучения предпочесть. Курсы или репетитор? С русским преподавателем или носителем языка? Одному или вместе с единомышленником? Можно ли освоить язык самостоятельно? Разбираемся.

Частный преподаватель или языковые курсы

И тот, и другой вариант имеет свои явные плюсы и серьезные минусы. Частные уроки дают вам возможность строить индивидуальную схему занятий, корректировать программу обучения, вам уделяется все время урока. Но есть важный недостаток: как правило, общение преподавателя один на один с учеником не получается живым и креативным. Вы все время чувствуете себя школьником, у вас развивается вечный комплекс – ведь вам не с кем себя сравнить, только с самим преподавателем, а тут уж сравнение он не проиграет. Кроме того, вы все занятие находитесь в напряжении, ведь вы задействованы в учебном процессе каждую минуту, внимание репетитора направлено только на вас.

На курсах психологически проще. Когда преподаватель периодически задает вопрос другим, вы расслабляетесь. В группе всегда есть кто-то, за кем вы можете тянуться, и тот, кому вы можете дать фору. На курсах интереснее и веселее получаются коллективные задания, работа в парах. Однако очевидны и минусы: обычно сложно использовать в группе индивидуальный подход, вам может быть скучно среди «слабых» или сложно среди «сильных», вы часто отвлекаетесь, процесс обучения растягивается.

На мой взгляд, самый оптимальный вариант – заниматься с частным преподавателем, но не одному, а вместе с единомышленником (конечно, желательно одного с вами уровня). При этом каждому уделяется максимум внимания, один тянется за другим, легко выполнять парные задания, снимается психологическая напряженность, характерная для индивидуального обучения. Хотя и тут есть свои неудобства: вы зависите друг от друга, и нужно искать ответственного и заинтересованного сокурсника, чтобы занятия не срывались.

Русский преподаватель или носитель языка

В то время как одни курсы подчеркивают важность освоения языка с носителями и предлагают с первых же уроков заниматься с иностранцами, другие предлагают исключительно русских преподавателей, мотивируя это тем, что не каждый носитель языка может быть учителем.

На мой взгляд, начинать учить язык нужно с русским преподавателем. Во-первых, для большинства людей непонимание речи преподавателя является таким стрессом, что многие вообще не придут на следующее занятие и решат, что иностранный язык – это не для них. Во-вторых, иностранец воспринимает свой, родной, язык иначе, чем этот язык представляется нам, и только русскоязычный преподаватель понимает, в чем сразу могут возникнуть сложности, что потребует дополнительного объяснения и т.д. Этот момент четко прослеживается в некоторых шведских учебниках – многие аспекты, которые объясняются вскользь, большинства русских слушателей вызывают вопросы.

Когда же вы чувствуете, что уже ориентируетесь в языке, в основном понимаете шведскую речь преподавателя, переходите к занятиям с носителем языка. Конечно, идеальным вариантом будет швед-языковед, ведь он сможет объяснить все тонкости языка. Однако, если вам нужна только разговорная практика, и вы способны самостоятельно найти и понять нужное вам правило в учебниках, то совершенно неважно, является ли этот носитель лингвистом или нет.
В любом случае, второй год обучения точно должен включать занятия с носителем. Если у него не хватает языковедческих знаний, лучше совмещать такие занятия с русским преподавателем-специалистом, но не отказываться от носителя совсем.

Самостоятельное изучение языка

Освоить язык самостоятельно вполне возможно, особенно если у вас есть склонность к языкам, грамматика не пугает вас таблицами и правилами, а главное – если у вас есть доступ к разного рода материалам, в том числе видео, аудио и ключам к упражнениям, а также есть возможность практиковаться в разговорной речи.

Однако при этом есть ряд трудностей, которые вам придется решать:
1) различные нюансы в грамматике или употреблении слов
2) сложные моменты произношения
3) самоорганизация
4) следование методике

Первые два пункта решаемы – вы можете найти преподавателя для однократной консультации, выяснить ответы на вопросы на различных форумах или у своих знакомых шведов. Просто с постоянным преподавателем это делается быстрее, непосредственно на занятии.

Еще один момент, усложняющий жизнь самоучкам – самодисциплина. Чтобы привыкнуть к языку, нужно заниматься регулярно, желательно каждый день. Для многих очень трудно начать говорить, упражнения делаются письменно или «про себя», в результате разговорному навыку взяться неоткуда. В таких случаях надо говорить себе: «Через “не могу”!». Ведь если вы занимаетесь самостоятельно, ваше психологическое преимущество в том, что вас никто не слышит, и вам можно не бояться ошибиться. Говорите, пусть медленно, но проговаривайте каждую фразу. То же самое касается аудирования. Вы научитесь понимать речь на слух, только если будете регулярно ее слышать. Нельзя думать: «Рано мне еще слушать шведов, я пока ничего не понимаю». На занятиях с преподавателем такой проблемы быть не может – хотите или не хотите, вы будете слушать материал урока.

Вам придется стать для себя преподавателем. И в этом основная и самая труднорешаемая проблема самоучек. Преподаватель – это не только тот, кто знает язык. Это еще педагог и методист. Преподаватель знает методику, знает эффективные способы обучения, он может вас увлечь и растормошить, может скорректировать программу индивидуально для вашего типа мышления и темперамента. Преподаватель знает, где нужно остановиться и когда нужно что-то пропустить, что нужно изучать в течение 1 академического часа, а к чему – регулярно возвращаться в течение года. Видите ли вы в себе преподавателя для себя самого? Если да, то вы справитесь. Нет – обращайтесь к специалистам.

 

Екатерина Исаева

Поделитесь статьей с друзьями
Вы можете найти нас здесь

Ваш отзыв

Ваш отзыв